Баяны и аккордеоны

От шэна до аккордеона

Свободные колебания язычков — длинных пластинок, закрепленных одним концом,— использовались в музыкальных инструментах еще четыре-пять тысяч лет назад. Более точные даты рождения первых язычковых инструментов неизвестны; можно лишь сказать, что древний китайский шэн и другие подобные инструменты из стран Юго-Восточной Азии, называемые сейчас родоначальниками язычковых инструментов, уже далеко не примитивны.
Кузнечные мехи также с незапамятных времен применялись человеком, если требовалось нагнетать воздух, вызвать его движение. В более поздние времена мехи использовались и для возбуждения звучания органных труб. В монастырях Франции с IX века применялись портативные органы (органетто или портатив). Такой инструмент надевали на плечо и играли на клавишах правой рукой, приводя мех в движение левой.
Однако до появления гармошек и аккордеонов, принципы действия которых изобретены безвестными древними, было еще далеко — почти десять столетий.
Сохранились письменные свидетельства, что шэн был известен в Петербурге в середине XVIII века, что через Россию он попал в Данию, Германию и таким образом стал известен в Европе.
В 70-е годы этого же столетия датский физик Христиан Кратценштейн провел ряд экспериментов по свободным колебаниям язычков: одним из оригинальных результатов этих опытов стало механическое устройство, «говорящее» слова «мама» и «папа». По-видимому, и помощник физика в его экспериментах, органный мастер Киршник, был доволен проведенной работой, так как ему удалось сделать маленький орган, звуки которого издавались колеблющимися язычками. Когда Киршник в 80-е годы приехал в Петербург, музыканты проявили живой интерес к его органу. Язычковые голоса стали вводиться в новые инструменты—оркестрион органиста Фоглера, пангармонику Мельцеля, аэолин Шлимбаха и многие другие.
Повсеместные эксперименты обогащали опыт музыкальных мастеров, и этапным моментом в этой цепи поисков и находок можно считать создание венским мастером Антоном Хеккелем в 1818 году инструмента, названного автором фисгармонией. Этот инструмент завоевал широкую популярность в Европе и Америке; в небольших количествах его выпускают и сейчас, правда, современные фисгармонии, конечно, сложнее и совершеннее первых образцов.
Воздух в фисгармонии нагнетается специальными мехами, аналогичными кузнечным мехам, с помощью ножных педалей. По общим формам и расположению клавиатуры фисгармония напоминает пианино. Играют па ней также двумя руками, тембр звука можно регулировать, включая различные регистры. Громкость звука зависит от силы нажатия педалей. Таким образом, фисгармония дает исполнителю достаточно широкие возможности управления звуком.
В 1821 году, три года спустя после создания первой фисгармонии, потомственный немецкий музыкальный мастер Фридрих Бушман, чтобы облегчить настройку органов и фортепиано, сделал ряд простых язычковых камертонов, в которые воздух вдувался ртом. Объединив эти камертоны в корпусе, Бушман получил новый музыкальный инструмент, названный им «аура». Это была первая губная гармоника, потомки которой получили широчайшее распространение в разных странах и до сих пор изготавливаются десятками миллионов ежегодно.
Если Бушман-изобретатель и был доволен, то Бушман-настройщик продолжал поиски. Чтобы освободить для работы руку, держащую набор язычковых камертонов, он присоединил к этому набору раздвижные мехи, давление в которых создавалось под действием веса верхней стенки, а высота звука задавалась нажатием клапана, открывающего воздуху путь в определенный камертон.
И опять Бушман-изобретатель «перехватил» идею Бушмана-настройщика. В 1822 году он изготовил ручную эолику, говоря современным языком, — ручную гармонику с медными клапанами и кожаным мехом в три складки. Фридрих Бушман был в это время семнадцати лет от роду, и впереди у него была славная жизнь, полная новых идей и находок.
Усовершенствовал и запустил в производство изобретенную Бушманом ручную гармонику Кирилл Демиан, органный мастер из Вены. Он впервые ввел название «аккордеон» для своей модели, которая имела на правой клавиатуре пять клапанов, издававших основные звуки в ре мажоре (звуки при сжиме и разжиме мехов были разные), а на левой клавиатуре при помощи пяти кнопок можно было извлекать десять аккордов. Это произошло примерно в 1829 году.
Малое количество клавиш у первых аккордеонов и упрощенный ряд позволяли довольно быстро научиться играть на них. Портативность инструмента и сравнительно доступная цена также способствовали его широкому распространению среди простого люда. Уже к 1834 году аккордеоны выпускают мастера нескольких стран, изданы первые руководства по аккордеонам во Франции и в Германии.

читать дальше

©2007-2022 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности