История фортепиано

РояльМногие исследователи истории музыки сходятся во мнениях на том, что Иоганн Себастьян Бах гениально предвидел будущие «способности» фортепиано, сочиняя знаменитые прелюдии и фуги своего «Хорошо темперированного клавира». Он дерзко и уверенно ввел в клавирную музыку элементы органного, вокального, скрипичного письма, как бы рассчитывая на возможности будущего фортепиано. Музыка уже начинала диктовать требования к новому инструменту, универсальному и динамичному.
И идея такого инструмента родилась. Трудно сказать, сколько времени и трудов положил на это итальянец Бартоломео Кристофори, но в 1709 году во Флоренции, в хранимой им коллекции музыкальных инструментов Ф. Медичи уже находились первые клавишные инструменты с молоточковым механизмом, названные «colpiano е forte», на которых можно было простым изменением силы воздействия на клавишу регулировать громкость извлекаемых звуков в больших пределах. В новом инструменте были устранены и однообразие клавесинного звука и малый диапазон клавикорда. Тангенты и вороньи перья в новом инструменте были заменены обтянутыми кожей деревянными молоточками, каждый из которых до удара о струну разгонялся специальным механизмом, приводимым в движение клавишей. С каждой клавишей был связан демпфер, заглушающий струну после отпускания клавиши. Основные детали современного фортепианного клавишного механизма, такие, как шпиллер, фенгер, были заложены уже в конструкции механизма Кристофори.
С изобретения Кристофори началась история самого универсального и популярного в настоящее время инструмента и вместе с ним — новой музыки, эволюция которой тесно связана с техническим совершенствованием фортепиано.
Следует заметить, что не только Кристофори работал над инструментом с молоточковым механизмом. В 1716 году Жан Мариус в Париже представил Академии наук модель клавира с молоточками, а примерно в 1717 году в Нордгаузене Кристоф Готтлиб Шрётер сконструировал подобный инструмент; обе эти модели по сравнению с итальянской были грубыми и несовершенными.
Распространению фортепиано, основанного на клавишном механизме Кристофори, чрезвычайно способствовал мастер Готфрид Зильберман. С 1726 года он начал делать инструменты, качество которых получило одобрение даже И. С. Баха.
Новый клавишный инструмент не сразу преодолел пристрастие любителей музыки к привычным клавесинам и клавикордам; сосуществование этих инструментов продолжалось до начала XIX века, когда победа фортепиано стала очевидной. Даже Вольтер, величайший ум своего времени, называл фортепиано «изобретением кастрюльщика». Дерзкие, взрывающие звуки этого «мещанского выскочки» терзали аристократические вкусы придворной знати, блюстителей культуры галантного века.
Современное фортепиано изобретали долго. Дребезжащий и слабозвучный (конечно, с современных позиций) инструмент XVIII века совершенствовался постепенно. Огромное множество изобретений и нововведений оказались нежизнеспособными, но некоторые стали основой современной конструкции. Вот их приблизительная хронология:
1717—1721 годы. Кристоф Готтлиб Шрётер (Германия) применил железный каподастр, улучшающий звук за счет более плотного прижатия струн к опорам. Однако систематическое применение каподастров начато лишь в 1838 году Пьером Эраром (Франция).
1726 год. Бартоломео Кристофори демонстрирует сдвигание клавиатуры в сторону с помощью специальных рукояток. Это новшество, прототип будущей левой (una corda) педали рояля, позволяет вывести одну или две струны хора из зоны действия молоточка, что делает звук более нежным.
1745 год. Христиан Фредерици (Германия) построил вертикальный инструмент — пирамидальное фортепиано, которое можно считать первым прототипом будущего пианино.
1781 год. Адам Бейер (Англия) изобрел конструкцию правой педали фортепиано, освобождающей все струны от демпферов.
1783 год. Джон Бродвуд (Англия), Иоганн Готтлиб Вагнер (Германия), Себастиан Эрар (Франция) положили начало систематическому применению правой и левой педалей фортепиано.
1794 год. Вильям Соутуэлл изобрел систему демпферов, так называемую «ирландскую», применяемую в современных роялях. Другие системы («немецкая» и «французская») не выдержали испытания временем. Следует сказать, что до последней четверти XVIII века многие фортепиано изготавливались без демпферов, это, по-видимому, было связано с малой продолжительностью звуков, издаваемых инструментами того времени.
1809 год. Французский мастер Себастиан Эрар изобрел аграфы, служащие для лучшей «отсечки» струн на опорах, что значительно улучшило звучание дискантов фортепиано.
1812 год. Немецкий фабрикант Крупп выпустил струны холодной протяжки из тигельной стали, значительно превзошедшие по прочности ранее употреблявшиеся железные струны. Началась повсеместная борьба за мощность и красоту звука, связанная с утяжелением струн и увеличением их натяжения. В 1811 году в роялях венской фабрики «Вахт и Блейер» суммарное натяжение струн составляло 4,5 т, в 1824 году в инструментах фабрики Стодарта (Лондон) — 5,9 т, в середине XIX века оно выросло в некоторых инструментах до 14 т, к 1900 году почти во всех выпускаемых фортепиано составляла около 18 т, в настоящее время во многих инструментах значительно превышает 20 т.
1819 год. Конрад Мейер (США) изобрел чугунную раму для фортепиано, позволяющую значительно увеличить возможное натяжение струн без ущерба прочности инструмента. Это нововведение освободило от высоких напряжений деревянные части фортепиано и позволило направить их усовершенствование на достижение чисто акустических целей — улучшение звука.
1820 год. Иоганн Штрейхер (Германия) предложил исключить из конструкции фортепиано нижнее дно под корпусом.
1823 год. Себастиан Эрар усовершенствовал клавишный механизм репетиционным рычагом и пружиной, чем значительно увеличил возможность быстрого повторения одного и того же фортепианного звука. Это открыло новые возможности для исполнительской техники и позволило значительно усложнить и обогатить фортепианную музыку.
В этом же году Иоганн Штрейхер изобрел механизм, позволяющий молоточку ударять по струнам сверху, то есть по направлению к деке. Это новшество было употреблено впоследствии в механике пианино.
1826 год. Английский мастер Роберт Уорнум сконструировал иианиноподобный инструмент на почти современных технических основах, применив демпферы и бентики в клавишном механизме, а также диагональное расположение струн. Историки считают это событие рождением пианино.
В этом же году парижский фабрикант Жан Анри Пап предложил использовать для обтяжки головок молоточков специально уплотненный и спрессованный войлок. До этого молоточки обтягивались лосиной кожей, которая под действием ударов о струны быстро теряла свои первоначальные свойства. Несколько увеличенный (до 5 лет) срок службы имел трут (древесный гриб), который был предложен к применению американцем Джоном Антесом в 1806 году.
1830 год. Альфеус Бабкок (но другим данным — Ж- Пап) создал систему перекрещивающихся струн, что позволило увеличить длину струн, не увеличивая габаритов инструмента.
1844 год. Марсельский мастер Буаселло (по другим данным — парижский мастер Александр Дебен) предложил педаль, называемую теперь «состенуто» и действующую подобно правой педали, но только на те демпферы, которые были подняты на момент нажатия педали. В конце XIX века фирма «Стейивей», усовершенствовав это устройство, первой начала широко применять его в роялях. Это новшество, позволяющее продлевать отдельные звуки независимо от дальнейшей игры и от последующего использования правой педали, дало возможность достигать новых звуковых эффектов и сделало гармонически более правильным исполнение многих музыкальных произведений (например, Адажио сонаты Бетховена ор. 31 № 2, Прелюдия ор. 28 № 17 Шопена и т. д.).
Кроме упомянутых, история фортепиано знает еще тысячи изобретений и новшеств, остроумных и примитивных, серьезных и курьезных. Их судьба определялась тем, были ли они своевременно поддержаны признанными фирмами-производителями. Так, многие новшества в свое время были взяты на вооружение, значительно усовершенствованы и внедрены в производство замечательными инженерами и мастерами фирмы «Стейнвей», до сих пор считающейся образцовой и непревзойденной.
Эволюция фортепиано с точки зрения истории музыки достаточно стремительна. «Если Бетховен играл на клавишных инструментах, имеющих диапазон не более пяти октав, то Лист уже демонстрировал чудеса репетиционной техники Эрара, а Антон Рубинштейн пользовался всей пышностью педальных средств и мощью звучания инструментов Стейнвея»,— пишет Т. Н. Грум-Гржимайло.

Конструкция современного фортепиано

©2007-2018 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности