Фортепианная фабрика «Братья Р. и А. Дидерихс»

Diederichs freres

ДидерихсВ 1810 году в Петербурге родилась первая в России фортепианная фабрика. Основал ее выходец из Брауншвейгского герцогства Фридрих (в России — Федор Федорович) Дидерихс (1779—1846). Поначалу фабрика представляла собой небольшую мастерскую, где работал сам хозяин и еще один рабочий. Занимала мастерская крохотное помещение в доме № 47/13 (ныне дом № 41) на углу 2-й линии и Среднего проспекта Васильевского острова.
С самых первых шагов дела Ф. Дидерихса пошли столь успешно, что уже два года спустя он смог увеличить число рабочих до 15 человек, а в 1822 году приобрел в полную собственность весь дом. Здесь и разместил хозяин свою фабрику, на которой к тому времени насчитывалось уже 30 рабочих.
Первые инструменты, изготовленные Ф. Дидерихсом, были точными копиями венских образцов. Они имели узкий удлиненный корпус с прямо расположенными струнами, немногими распорками и металлической пластиной для прикрепления задних концов струн. Кроме роялей венского типа в первой половине века фабрика Дидерихса выпускала прямоугольные, или «столовые», фортепиано с горизонтально расположенной механикой. Один из этих инструментов (без указания даты выпуска) хранится сегодня под номером 284 в музее Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
В мае 1829 года Дидерихс выставил свои фортепиано на первой Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге. Цена инструмента была по тем временам чрезвычайно низкой — он стоил пятьсот рублей, в то время как другие мастера оценили свои изделия от полутора до четырех тысяч.
Жюри выставки отметило, что инструмент, выставленный Дидерихсом, «работы хорошей и прочной; только для игры туш тяжел, почему и причисляем во второй разряд, изъясняя однако же, что сей инструмент стоит дороже назначенной ему цены».
В 1840 году Дидерихс вновь расширил производственные помещения своей фабрики. Рядом с существовавшими ранее двумя корпусами вдоль Среднего проспекта и 2-й линии было построено четырехэтажное большое здание, а также здание в глубине двора.
В 1846 году после смерти Ф. Дидерихса предприятие перешло к его вдове, которая вела дела в течение двадцати двух лет. В 1868 году она передала предприятие старшему сыну Роберту Федоровичу Дидерихсу (1836—1893), который к тому времени получил специальное техническое образование. Роберт Дидерихс сразу же взялся за усовершенствование выпускаемых инструментов и технологии их производства. Вскоре ему удалось добиться успеха — на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года его инструмент был удостоен почетного отзыва.
Впоследствии к Роберту присоединяется его младший брат Андрей Федорович Дидерихс (1838—1904), который также был знатоком фортепианного производства и внес заметный вклад в улучшение качества выпускаемых инструментов. С 1878 года мастерская Дидерихса стала называться фортепианной фабрикой «Братья Р. и А. Дидерихс». Этот момент можно считать переломным в развитии предприятия. Непрерывно повышалось качество изделий, устаревшие модели снимались с производства, активно внедрялись новейшие усовершенствования. Все это, естественно, способствовало повышению спроса на продукцию фирмы, а растущий спрос требовал расширения производственных и торговых помещений. Так появился большой магазин в доме № 8 по Владимирскому проспекту, в то же время братья приобрели соседнее с фабрикой здание — дом № 43 по 2-й линии.
В 1878 году Дидерихсы купили участок на 13-й линии Васильевского острова. В июне следующего года им удалось получить от городской управы разрешение на «постройку каменного двухэтажного строения для клавикордных мастерских», а в августе 1880 года началось строительство пристройки к уже существующему каменному зданию. Вскоре Канцелярия петербургского градоначальника выдала Дидерихсам разрешение на производство работ во вновь выстроенном и оборудованном помещении.
После переезда в новое здание производительность фабрики значительно выросла. В начале 70-х годов здесь выпускалось 40—50 инструментов в год, а в 1881 году их число выросло до 200 роялей и пианино. В производстве к тому времени было занято более 50 рабочих. Тогда же на фабрике была установлена первая паровая машина мощностью в 6 лошадиных сил.
С ростом производства увеличивается ассортимент выпускаемых инструментов, заметно улучшается их качество. С 1882 года фирма стала выпускать концертные рояли в семь с четвертью октав американской конструкции с перекрестными струнами и механизмом двойной репетиции. В то же время выпускались салонные и кабинетные рояли и салонные пианино.
Летом 1882 года в Москве состоялась Всероссийская промышленно-художественная выставка. Представленные па пей инструменты фирмы «Дидерихс» привлекли внимание знатоков. «Г. Дидерихс выставил несколько роялей хорошего, полного тона, в которых виден большой успех производства»,— писал журнал «Музыкальный мир»
До конца 80-х годов инструменты братьев Дидерихс неоднократно отмечались на отечественных и зарубежных выставках, где получили три золотых, три серебряных и одну бронзовую медаль.
В августе 1893 года умер Р. Дидерихс, и единоличным владельцем фирмы стал его младший брат. Он продолжал совершенствовать и расширять производство, а в 1895—1898 годах произвел полную реконструкцию предприятия. Основной производственный корпус был капитально перестроен, выстроено новое четырехэтажное фабричное здание, возведен ряд служебных помещений, сараев и навесов для хранения материалов, устроена новая отопительная система, подъемная машина. Мощность парового двигателя к 1895 году была увеличена в два раза. Техническим директором своего предприятия А. Дидерихс назначил опытного высококвалифицированного мастера фортепианного производства Ф. Е. Кальнинга.
В результате этих преобразований годовая производительность фабрики выросла втрое — с 200 роялей и пианино в 1893 году до 600 в 1899 году. При этом средняя стоимость одного инструмента несколько снизилась — фабрика стала ориентироваться на выпуск недорогих инструментов для массового потребителя-непрофессионала. Достижения фирмы после реорганизации были высоко оценены на ряде промышленных выставок. В 1896 году на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде фирма получила высшую награду за заслуги на поприще отечественной промышленности — Государственный гербовый знак.
На Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году инструмент фабрики был удостоен Гран-при, а се владелец награжден орденом.
После смерти А. Дидерихса управление фабрикой перешло к его сыновьям — Андрею и Федору, которые имели уже достаточный опыт работы на фабрике. Технической стороной дела по-прежнему ведал Ф. Е. Кальнинг.
В течение всего последующего десятилетия, вплоть до начала первой мировой войны, фирма братьев Дидерихс успешно продолжала свою деятельность. Годовая производительность фабрики в 1908 году составляла 245 тысяч рублей, а в 1913 — 280 тысяч. Если в 1891 году на фабрике насчитывалось 60 рабочих, то к 1908 году их было уже 200 человек.
В 1910 году Андрей Андреевич Дидерихс вышел из фирмы, чтобы основать собственное предприятие, теперь уже только торговое, под маркой «Андрей Дидерихс». Оно расположилось в доме № 60 по Литейному проспекту. Здесь был открыт салон по продаже и прокату клавишных музыкальных инструментов, ремонтная мастерская и даже небольшой концертный зал. А. Дидерихс взял па себя представительство знаменитой берлинской фортепианной фирмы «Бехштейн» и фабрики музыкальных инструментов «Наследники Л. Г. Адлер», находившейся в Ростове-на-Дону.
В самые последние годы существования фирмы в работе фабрики принял участие опытный мастер, ученик известного фортепианного мастера Ю. Блютнера — Эрнст Хийз (Изе), который до 1914 года имел собственную фортепианную фабрику, переведенную затем в Таллин. Несмотря на недолгий срок работы у Дидерихса, Хийз во многом способствовал усовершенствованию инструментов фирмы.
Когда началась первая мировая война, производство на фабрике братьев Дидерихс пришлось заметно сократить. К 1917 году на ней работало только 27 человек, и в апреле следующего года она была закрыта.

©2007-2018 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности