Фортепианная фабрика «К.М.Шрёдер»

ШредерВторая по времени возникновения российская фортепианная фабрика была основана в Петербурге в 1818 году уроженцем Саксонии Иоганном Фридрихом Шредером. Первоначально она представляла собой небольшую кустарную мастерскую, где делали прямоугольные фортепиано. Находилась она на Большой Мещанской (ныне улица Плеханова).
Изделия Шредера были доброкачественны и надежны, что принесло их создателю популярность в столице. Шредер быстро расширял дело. На углу Большой Мещанской и Вознесенского проспекта (ныне проспект Майорова) он купил участок, где и было построено здание фабрики и открыт магазин по реализации выпускаемого товара.
Спустя 20 лет после основания фабрики инструмент Шредера получил первую, пока скромную награду — в 1839 году на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге фортепиано Шредера было удостоено медали «За трудолюбие и искусство».
В 1852 году, после смерти И. Ф. Шредера, предприятие перешло к его сыну — Карлу Ивановичу, которому удалось значительно расширить производство и улучшить качество выпускаемых инструментов.
К. И. Шредер был большим знатоком фортепианного производства, он внимательно следил за техническими новшествами, внедренными за границей, и успешно применял их на своей фабрике. В 1862 году он первым в России начал ставить в рояли литые чугунные рамы. Для некоторых своих моделей он использовал американскую конструкцию цельногнутых корпусов, более совершенную систему механизма, устройство «дискантного колокольчика» для улучшения тембра верхнего регистра, систему перекрестных струн и многие другие нововведения. Он выписывал лучших мастеров и специалистов из-за границы и своим сыновьям — Карлу и Иоганну — предоставил возможность досконально изучить современное фортепианное производство в западных странах.
К 1862 году фабрика Шредера была уже самой крупной в столице но числу рабочих и по объему выпускаемой продукции. В период с 1862 но 1867 год здесь ежегодно производилось продукции на сумму от 50 до 55 тысяч рублей. Только за 1862 год было изготовлено 170 инструментов. За этот же отрезок времени количество рабочих на фабрике возросло с 50 до 82 человек. А в 1870 году на фабрике работало уже 100 рабочих и было выпущено 300 роялей и пианино общей стоимостью до 200 тысяч рублей.
В 60-е годы К. И. Шредер расширил производственные площади предприятия. Теперь фабрика занимала большое, солидное пятиэтажное кирпичное здание. Первый этаж был полностью отдан под складские помещения, на остальных четырех располагались мастерские. Корпуса инструментов делали на пятом, затем при помощи специального механизма спускали в нижние этажи. Там осуществляли сборку, отделку и настройку инструментов. Готовые рояли поступали в залы магазина, который находился тут же, в соседнем здании, выходящем фасадом на Большую Мещанскую.
Инструменты Шредера начали приобретать все большую известность — сначала в Петербурге, потом по стране, а затем и на международном рынке. В 1861 году Шредер представил свои инструменты на Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Петербурге, где удостоился так называемой «Публичной похвалы». В 1865 году шредеровский инструмент демонстрировался на аналогичной выставке в Москве, получил там медаль «За трудолюбие и искусство». Выставка, прошедшая в Касселе в 1870 году, принесла фабрике еще одну заслуженную награду. Но подлинного признания инструменты Шредера удостоились на Петербургской промышленной выставке того же года. Фирма получила на ней высшую награду — Государственный герб. Эксперты отмечали: «Самым лучшим из всех роялей, находящихся на выставке, бесспорно признан концертный рояль здешнего петербургского фабриканта г. Шредера как по солидности и тщательности работы, так и за ровное эластичное туше и за необыкновенно полный, певучий, ровный тон во всех регистрах. Рояль г. Шредера сделан по американской системе, которая на последней Парижской выставке признана наилучшей; инструменты этого экспоната отличаются той отчетливостью фабрикации, которую мы находим только в роялях двух знаменитых лондонских фабрик Бродвуда и Коларда. Кроме этого рояля г. Шредер выставил еще пианино (палисандрового дерева), которое по ровности, по приятности тона и по певучести смело может быть причислено к образцовым. Жаль, что г. Шредер не выставил своих маленьких роялей, которые отличаются своею прочностью и замечательно приятным тоном».
К. И. Шредеру удалось одержать победу над восемнадцатью русскими фортепианными мастерами, приславшими свою продукцию на Петербургскую выставку. Впрочем, в выставке не принимала участия лучшая петербургская фортепианная фабрика того времени — фирма «Я. Беккер». И тем не менее это был триумф. По мнению специалистов, «г. Шредер сделал в последнее время необыкновенные успехи, и может уйти далеко, если будет продолжать, тем более, что фабрика его по своей организации имеет все средства, с которыми можно достигнуть всевозможных улучшений» .
Слова оказались пророческими. В 1872 году па Всемирной выставке в Лондоне инструмент Шредера получил одну из высших наград. Следующей весной петербургский журнал писал: «Флюгели г. Шредера в нынешний сезон предпочтительно избирались многими из первоклассных пианистов для концертов. .. Г. Шредер следит за всеми современными усовершенствованиями в конструкции роялей... Его рояли, бесспорно, далеко превосходят флюгели прочих наших мастеров».
В сентябре 1873 года К. Шредеру удалось наконец одержать победу и над главным своим конкурентом среди российских фабрикантов — владельцем фирмы «Я. Беккер». На Всемирной промышленной выставке в Вене фабрика Шредера была награждена Большой золотой медалью «За преуспеяние», а знаменитая беккеровская фирма получила лишь почетный диплом. Помимо Золотой медали Шредер был награжден орденом Франца-Иосифа. Печать утверждала: «Рояль Шредера полно тою, изяществом, певучестью, продолжительностью звука, чрезвычайно легким и тонким туше, равномерностью удара и тона, прочностью работы и тщательностью отделки... заслужил самое полное одобрение как артистов, так и первых мастеров дела».
Успех на Венской выставке способствовал росту популярности инструментов Шредера. Это побудило владельца фабрики продолжить расширение своего производства. В 1874 году Шредер приобрел большой участок на Петербургской стороне и в том же году выстроил на нем большое пятиэтажное здание, оборудованное по последнему слову современной техники, Так, впервые в России для изготовления музыкальных инструментов он применил силу паровых двигателей, приводящую в действие машины и механизмы. Теперь основное здание фабрики помещалось на набережной Большой Невки, в доме № 34. Сюда Шредер перевел все производство, оставив на старом месте лишь торговые помещения, склад и контору.
Новое фабричное здание стало функционировать с апреля 1875 года. Однако просуществовать долгое время ему было не суждено. В ночь на 5 сентября 1878 года на фабрике случился большой пожар, начавшийся в столярном помещении, где делали корпуса для роялей. Уже через два часа все огромное пятиэтажное здание было в огне, и несмотря на активные и быстрые действия пожарных, спасти не удалось ничего. «Фабрика была застрахована в 126 тысяч рублей серебром,— сообщал журнал „Нива".— Очевидно, г. Шредер понес огромный убыток, так как сгорело около ста готовых роялей и пианино и около четырехсот штук бывших в работе и неоконченных. К счастью, уцелела главная сушильня с огромным запасом леса, стоящая очень далеко от здания фабрики, и уцелел паровой котел. Все рабочие до 150 человек оставлены г. Шредером у себя вплоть до возобновления работ, которые начинаются 15 сентября во взятом временно на аренду новом громадном заводе на Выборгской стороне».
Несмотря на колоссальные убытки, причиненные пожаром, Шредер не пал духом. Вскоре он приобрел участок на Большой Вульфовой улице (ныне улица Чапаева) на Петербургской стороне, где в очень короткий срок построил новую фабрику, по размерам производственных помещений и по технической оснащенности не уступающую предприятию, уничтоженному пожаром. Уже через год после пожара вновь выстроенная фабрика начала свою деятельность. Именно с этого времени она стала именоваться 1-й Российской фортепианной паровой фабрикой «К. М. Шредер».
На новой фабрике действовали уже две паровые машины, их общая мощность составляла более 40 лошадиных сил. К моменту пуска предприятия в 1879 году на нем числилось 170 рабочих, к 1885 году число их выросло до 200 человек, а ежегодное производство инструментов достигло 500—550.
В конце 70-х годов фабрика Шредера выпускала большие концертные рояли американской конструкции с диапазоном в семь с четвертью октав, концертные и салонные рояли в семь октав с механизмом двойной репетиции, кабинетные рояли с металлической рамой и перекрестными струнами и семиоктавные пианино.
На Всемирной промышленной выставке 1878 года в Париже К. И. Шредер добился еще одного большого успеха: его рояль получил Гран-при, а сам он — орден Почетного легиона. В июне 1880 года кавалер ордена Почетного легиона удостоился звания «Поставщик двора его императорского величества».
Помимо этого, весьма престижного в те времена, звания Шредер являлся поставщиком германского двора и женских учебных заведений ведомства императрицы Марии, а с декабря 1875 года официально именовался поставщиком Петербургской консерватории, которая пользовалась его инструментами начиная с 1866 года. Титулы эти создавали фирме соответствующую рекламу и способствовали расширению круга потребителей.
На Всероссийской промышленной выставке в Москве в июле 1882 года фабрика «К. М. Шредер», наряду с фирмой «Я. Беккер», участвовала вне конкурса. Министерством финансов представители этих фирм были назначены официальными экспертами выставки.
В начале 80-х годов Шредер приобрел под магазин музыкальных инструментов дом № 52 на Невском проспекте, где ранее размещались известный в городе ресторан и гостиница Палкина (сейчас — Ленинградский государственный театр кукол и магазин-салон «Ленинград»), Торжественное открытие магазина состоялось 27 марта 1883 года. «...Весь петербургский музыкальный мир присутствовал при освящении нового помещения магазинов славной фортепианной фабрики „К. М. Шредер",— писал журнал „Нувеллист".— Магазины фабрики переведены с Казанской улицы на Невский проспект в собственный дом, где г. Шредер устроил великолепное помещение с большим концертным залом. Из светил музыкального мира присутствовал А. Г. Рубинштейн. После освящения и многолетия, исполненного большим хором певчих, К. И. Шредеру поднесли адрес, подписанный профессорами Петербургской консерватории и лучшими петербургскими артистами, в котором констатируется огромный прогресс деятельности фабрики г. Шредера за последние годы. Адрес был прочитан проф. Кроссом. Затем директор Петербургской консерватории поднес г. Шредеру хлеб-соль. . . В заключение был сервирован великолепный завтрак, во время которого было провозглашено множество тестов и получено несколько телеграмм из провинции и заграницы»
Инструменты Шредера получили на родине подлинное признание и начали приобретать все большую известность на Западе. На лондонской Всемирной промышленной выставке 1885 года рояль, выставленный Шредером, вызвал всеобщий интерес и был высоко оценен. «Особенное внимание здешней публики и экспертов... обратил на себя рояль фирмы ..К. М. Шредер"... Петербургский пианист г. Кор-де-Лас дал на нем два концерта... В антрактах мы слышали со всех сторон только одни самые лестные отзывы о его рояле».
Один из шредеровских роялей под номером 6701, принадлежавший Л. П. Бородину и верно служивший ему до последних лет его жизни, хранится сейчас в музее Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
После смерти К. И. Шредера в 1889 году владельцами фирмы стали его сыновья — Карл, Иоганн и Оскар. Старший из братьев, Карл Карлович, работал долгое время на крупнейших зарубежных фортепианных фабриках. Возглавив техническое руководство предприятием, он продолжал усовершенствовать конструкции инструментов, которые, как и при жизни его отца, отмечались на всемирных выставках высшими наградами.
В 1900 году братья основали торговый дом «К. М. Шредер» для эксплуатации фабрики и торговых заведений, который имел свои отделения в Варшаве и Одессе.
Весной 1903 года Карл Карлович вышел из предприятия и приобрел фабрику роялей «Я. Беккер». Техническое руководство шредеровской фабрикой перешло к Ивану (Иоганну) Карловичу, который в фортепианном производстве был сведущ значительно менее, чем старший брат. Несколько новых моделей роялей и пианино оказались малоудачными и подорвали репутацию фирмы — той самой, чью продукцию в годы расцвета высоко ценили Лист, Рубинштейн и многие другие крупнейшие музыканты. Но лучшие традиции были еще сильны, и несмотря на общее снижение качества знаменитых шредеровских инструментов, они намного превосходили средний уровень продукции, выпускаемой в те годы другими фабриками. По-прежнему их отличала прочность, безукоризненность отделки, относительная легкость клавиатуры, яркий и певучий тон. Поэтому многие пианисты для своих концертных выступлений все еще предпочитали шредеровские рояли.
Наследники К- И. Шредера продолжали расширение производства. В 1890 году фабрика выпустила 700 роялей и пианино, спустя четыре года — 850. И еще через четыре года—1100 инструментов. Накануне первой мировой войны среднегодовая производительность фирмы составляла 1200 инструментов. Непрерывно росло и число работавших на фабрике; к 1913 году их насчитывалось 325 человек.
К концу 1890-х годов на фабрике имелась кузница, небольшое слесарно-токарное отделение и столярное отделение, в котором было сосредоточено основное производство. На предприятии работало 18 токарных, фрезерных, сверлильных станков. В первые годы XX столетия оборудование фабрики было целиком обновлено, установлены новые станки и машины, мощность парового двигателя была доведена до 80 лошадиных сил. В 1910 году начал действовать локомобиль, и общая мощность имеющихся в то время двигателей составила 200 лошадиных Во время первой мировой войны братья Шредеры вынуждены были сократить производство роялей и пианино до 100 инструментов в год и заняться выполнением военных заказов Петроградского военно-промышленного комитета и Главного военно-технического управления. В слесарно-механической мастерской по производству дистанционных трубок и запальных трубок к ручным гранатам, оборудованной на скорую руку, в ночь на 19 мая 1917 года вспыхнул пожар, полностью уничтоживший лесопилку и часть основного производственного корпуса.
В 1918 году фабрика «К. М. Шредер» была национализирована Советом народного хозяйства Северного района.

©2007-2018 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности