Что такое качество музыкальных инструментов

Когда музыкальные инструменты сравнивают по качеству, то, если не говорить о таких понятных вещах, как внешний вид, совершенство форм и настройка, главными оказываются красота и разнообразие тембров извлекаемых звуков, то есть звуковые возможности, игровые свойства и та степень легкости, с которой музыкант может реализовать звуковые возможности инструмента, использовать виртуозную технику, нюансы и  пр.
Раньше, когда музыкальные инструменты изготавливались индивидуально, их качество оценивалось заказчиком. Если изготовитель умел удовлетворить вкусы и требования разных заказчиков, он считался хорошим мастером. Таким образом, мастер умел не только сделать музыкальный инструмент, но и управлять его свойствами, изменять их, добиваясь заданного результата; для этого требовалось владение множеством разнообразных технологических приемов, правильный выбор которых для каждого конкретного инструмента составлял искусство настоящего мастера. Вопреки распространенному мнению, это искусство никогда не базировалось на слепом использовании «секретных» технологических приемов, одно лишь знание которых приводит любого мастера к удаче. Даже великий Страдивари, уже создавший к началу XVIII века (на 57-м году жизни) наисовременнейший тип скрипки, до конца жизни (умер он в 1737 году) изменял те или иные размеры и формы деталей своих инструментов, нередко возвращаясь к прежним и опять отходя от них. Все лучшие мастера никогда не останавливались на раз и навсегда определенных формах и размерах. Только богатый и разносторонний опыт, целенаправленный и пытливый ум, знание и терпение дают начало удивительной профессиональной интуиции, которая превращает ремесло в искусство и является тем «секретом великого мастера», о котором говорят потомки.
С развитием техники, увеличением числа музыкальных обществ и учреждений (театров, консерваторий, профессиональных и любительских оркестров), а также вследствие широкого распространения музыкального образования в народных массах уже в XIX веке изготовление музыкальных инструментов приняло в основном промышленный характер. Массовое производство, по смыслу своей организации, опирается па единый технологический процесс, узкую специализацию, и ставит целью удовлетворение обобщенных, усредненных требований большого числа разных потребителей. Отсюда естественна и невозможность достижения в массовых инструментах тех вершин качества, которые доступны при индивидуальном изготовлении.
Опыт показывает, что требования потребителей к музыкальным инструментам претерпевают исторические изменения, связанные с эволюцией музыки, архитектурной акустикой, тенденций дизайна. Поэтому музыкальная промышленность в оценке своих достижений и неудач всегда опирается на мнение профессиональных музыкантов, идеалы которых при достаточно большом опыте во многом сходны.
Музыканты, опытные педагоги и исполнители, работая в составе экспертных советов предприятий, активно участвуют в оценке качества продукции и в определении направлений совершенствования музыкальных инструментов. Но всегда ли достаточно музыканту поиграть на инструменте, чтобы ответить на все вопросы производственников относительно качества звучания или игровых удобств этого инструмента?
Эта проблема кажется парадоксальной. Действительно, кто же, как не музыкант, понимает, каким должен быть инструмент, чтобы на нем было удобно играть и звучание его было красивым? Простые задачи оценки — например, обнаружение дефектов в массовой продукции,— музыкант решает достаточно легко.
Но представим себе более сложную задачу. Например, проводится конкурс мастеров, на который представлены музыкальные инструменты индивидуального изготовления, либо требуется сравнить по качеству несколько высококлассных инструментов различных фирм, или необходимо оценить качество опытных образцов новой модели инструмента. В этих случаях оценки должны быть более детальными — ведь экспертизе подвергаются весьма тонкие нюансы качества. Вот тут-то даже самый квалифицированный музыкант может ошибиться, поскольку на него будут воздействовать некоторые факторы, называемые «психологическими помехами».
Одной из таких помех является психологическая установка, то есть выработанная опытом готовая система реакций, например, устойчивое предпочтение инструментов определенной фирмы-изготовителя, в некотором роде — предубеждение. Даже при желании эксперта быть объективным психологическая установка влияет на результаты экспертизы.
Чтобы устранить эту помеху, часто инструмент с исполнителем отгораживают от экспертов, оценивающих качество звучания, непрозрачным, но звукопроницаемым занавесом. Действительно, теперь эксперт не знает, какой из сравниваемых инструментов он слушает. Но зато оказывается, что исполнитель не может играть, не приспосабливаясь к инструменту, не корректируя свое воздействие на инструмент на основании того, что он слышит. Влияние исполнителя на звучание сравниваемых инструментов нивелирует разницу между ними и мешает правильной оценке. Опыт экспертиз показывает, что в таких ситуациях эксперты легче узнают по звучанию знакомого исполнителя, чем знакомый инструмент.
Был случай, когда на фабрику «Красный Октябрь» стали поступать жалобы от покупателей на чересчур яркое, звенящее звучание пианино. Причина оказалась простой —эксперты оценивали звучание этих пианино в помещении с завышенным уровнем шума, из-за которого звук инструмента казался недостаточно ярким. По требованиям эксперта яркость звучания была повышена, но когда пианино были доставлены в квартиры потребителей, эта яркость оказалась излишней.
Акустика помещения влияет на оценку игровых свойств инструментов. Если, например, пианист играет на одном и том же инструменте в помещениях с различным уровнем шума или различной реверберацией, то, чтобы достичь желаемого звукового результата, он неосознанно воздействует на клавиатуру с различной силой. Например, в помещении с чересчур большим временем реверберации музыкант применяет меньше усилия нажатия на клавиши, и ему трудно акцентировать «форте». Если же, наоборот, помещение слишком заглушено, то игра «пиано» затрудняется, так как требует более сильного воздействия на клавишу, чем в обычном помещении. Поскольку задачей эксперта является оценка музыкального инструмента, он в таких случаях ошибочно адресует недостатки акустических условий помещения игровому механизму инструмента.
На мнение эксперта об инструменте могут влиять и более простые факторы. Например, внешний вид инструмента предопределяет «доверие» к нему музыканта. Привычка музыканта к собственному инструменту вносит субъективные коррективы в «систему отсчета» качества других инструментов. Наличие отвлекающих факторов при экспертизе, особенности настроения каждого эксперта — все это психологические помехи, способные искажать впечатление об оцениваемом инструменте.
Даже воображение, профессионально необходимое музыканту-исполнителю, может помешать музыканту-эксперту, так как способно отвлечь внимание музыканта от особенностей инструмента.
Играющий музыкант воспринимает и удобство звукоизвлечения, и качество звучания одновременно. В этом участвуют два сенсорных канала — двигательно-моторный и слуховой. Из психологии известно, что если человек воспринимает одновременно два впечатления даже по разным сенсорным каналам (как говорят психологи — через рецепторы разной модальности), то эти впечатления влияют друг на друга. Взаимодействие органов чувств известно и из обыденной жизни. Некоторые люди ощущают «мурашки» по коже при определенных звуках, например, при царапании по стеклу. Громкие звуки могут обострять зубную боль или изменять чувствительность зрения. Взаимовлияние ощущений различной модальности, называемое кроссмодальной маскировкой, частично объясняет, почему музыкант не может достоверно разделить сложное впечатление, получаемое им от игры на инструменте, па более элементарные, и оценить по отдельности игровые удобства инструмента и качество его звучания.
Изготовителям инструментов, конечно, желательно не только знать оценки инструментов, но и понять по результатам экспертизы, какой узел конструкции или технологический фактор является первопричиной, источником обнаруженного недостатка или дефекта. Другими словами, желательно, чтобы результаты экспертизы обладали технической, информативностью. Трудности, описанные выше, не позволяют музыканту в обычных условиях игры на инструменте достоверно отделить в своих оценках удобство звукоизвлечения от качества извлекаемых звуков.

читать дальше

©2007-2022 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности