Щипковые музыкальные инструменты

Струнные музыкальные инструменты делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и щипковые.
Щипковые могут быть безгрифовыми (как арфы) или (как гитара) снабженными грифом — в этом случае музыкант имеет возможность управлять высотой звука путем сокращения длины колеблющейся части струны.
Кроме гитары, к грифовым щипковым инструментам относятся мандолина, домра, балалайка и др.
Мандолина, распространившаяся из Италии в XVIII веке, по форме в сущности такая же, как лютня, и в зависимости от типа имеет четыре (неаполитанская) или пять (флорентийская) двойных струн. Строй мандолины - квинтовый, основной способ извлечения звука — тремоло, с помощью медиатора, изготавливаемого из черепашьего панциря или целлулоида.
Домра и балалайка — русские народные инструменты. Домра упоминается впервые в исторических источниках XVI века, балалайка же, которую некоторые исследователи считают упрощенным вариантом домры, известна с XVIII века. Домра имеет полукруглый корпус (кузов), а балалайка — треугольный. На домре играют, перебирая струны, а на балалайке, как правило, защипывая все струны одновременно (т. е. бренча), откуда и происходит старинное название балалайки — «брунька». Домра бывает трех- и четырехструнная. Балалайка современного типа имеет три струны.
Домры и балалайки изготавливаются разных размеров — от пикколо до контрабаса. В таком комплекте они входят в русский народный оркестр.
Мандолины также бывают различных размеров, которые (в порядке увеличения инструмента) называются пикколо, прима, мандола, люта, контрабас. Мандолины вместе с гитарами входят в состав неаполитанского оркестра.
Подлинно народным инструментом в музыкальном быту дореволюционной России была балалайка, лишь в середине прошлого столетия ее стала вытеснять гармоника. Конструкция и форма балалайки подвергались изменениям. Менялось одновременно и внешнее оформление корпуса, и соотношение между его длиной и длиной грифа. Во второй половине XIX века, уже после проникновения в русский быт гармоники, снова стал расти интерес к балалайке. Связано это было с деятельностью замечательного русского музыканта, виртуоза игры на балалайке, организатора и руководителя первого оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева (1861 — 1918), горячего пропагандиста народных инструментов.
В конце декабря 1886 года в Петербурге состоялось первое публичное выступление Андреева на балалайке. Концерт имел огромный успех и получил широкий общественный резонанс. Андреев был не только прекрасным исполнителем на балалайке, он вел также огромную работу над усовершенствованием инструмента. По его указаниям и чертежам мастерами Ф. С. Пасербским и позднее С. И. Налимовым была создана балалайка, которая прочно утвердилась на эстраде как концертный инструмент. Пасербским, также при непосредственном участии Андреева, было разработано и изготовлено семейство балалаек— пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас, которые вошли в состав Великорусского оркестра, образованного в 1896 году.
Дело, начатое Андреевым, по достоинству оценили русские композиторы. «Какая прелесть эти балалайки, какой поразительный эффект они могут дать в оркестре! По тембру это незаменимый инструмент»,— говорил П. И. Чайковский после одного из концертов В. В. Андреева. А. Г. Рубинштейн, обращаясь к Андрееву, писал: «Эффект, который вы извлекаете из балалайки, поразителен. Вам удалось внести в музыку своеобразный элемент звучания». Так начиналась большая жизнь русских народных щипковых инструментов.

Фабрика щипковых музыкальных инструментов имени А.В. Луначарского

©2007-2022 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности