Арфа

История создания

АрфаАрфа — один из древнейших музыкальных инструментов, ее рождение относят к 2700 году до н. э. Самые первые арфы представляли собой рамку в виде угла или дуги с натянутыми на нее струнами. На протяжении многих веков совершенствовалась форма инструмента, увеличивалось число струн, однако характер звучания не менялся.
В 1720 году баварский мастер Г. Хохбруккер создал принципиально новую конструкцию - хроматическую арфу с педально-крючковым механизмом из пяти, а позже из семи педалей для перестройки струн. Это заметно расширило возможности звукоизвлечения как в мажорных, так и в минорных тональностях. В арфе Хохбруккера имелся, однако, существенный недостаток - при пользовании педалями нарушалась чистота строя. И только в начале XIX столетия знаменитый французский фортепианный мастер С. Эрар, используя накопленный опыт предшествующих веков, создал самую совершенную конструкцию арфы с вилочным механизмом и педалями двойного действия, что позволило перестраивать арфу во все мажорные и минорные тональности. Музыканты смогли убедиться в достоинствах этого замечательного инструмента, обладающего нежным, серебристым звучанием.
В дореволюционной России собственного производства арф не было. Единичные экземпляры арф для симфонических и театральных оркестров закупались в Англии и Франции. Однако с развитием советского арфового искусства, с появлением в высших учебных музыкальных заведениях специальных классов возникла потребность в большом количестве инструментов.
Много лет спустя на фестивале, который проводился в Голландии и назывался «Международная неделя арфы», произошло удивительное событие. Небольшой старинный городок Керкраде в такие дни собирает многих музыкантов. Они приезжают с инструментами, изготовленными известными фирмами, которых в мире не больше пяти.
Народная артистка СССР Вера Георгиевна Дулова вспоминает, что во время выступления студентки Роттердамской консерватории публика обратила внимание на то, как ярко и полно звучит ее арфа. В жюри возникли разногласия: чей инструмент— новый итальянский, французский, американский? Арфистка внесла ясность: арфа — «Луначарская».
А началась история советской арфы в конце 30-х годов в стенах Московского музыкального училища имени М. И. Ипполитова-Иванова, где в классе Веры Георгиевны Дуловой учились Алексей Каплюк и Сергей Майков.
— У нас была всего одна арфа на девять учеников, и мы играли по очереди,— вспоминает Алексей Алексеевич Каплюк.— Неожиданно узнаем: в подвале училища валяется разбитая, списанная арфа. Достали, отремонтировали. Долго ею занимались, ведь опыта не было. Но арфа зазвучала, и хорошо зазвучала. Мы целый год играли в классе на своем инструменте. О нашей работе узнали музыканты, и поскольку специалистов по ремонту не было, нас завалили заказами. Так, на практике мы изучили инструмент и решили сделать свой, новый, от начала до конца. Нашу идею поддержала Вера Георгиевна, главный вдохновитель, консультант, помощник. Арфа была почти готова, когда началась Великая Отечественная война. Мы с Сергеем ушли на фронт. Он под Вязьмой был тяжело ранен, вышел из госпиталя и продолжил работу. Я присоединился после войны, И наконец мы сделали первые экземпляры. Их изготовили на одном из московских заводов. Мы жили тогда в Москве.
Арфа Майкова и Каплюка обладала ясным, полным, красивым звуком. По сравнению с американскими образцами в ней имелся ряд усовершенствований — бесшумное крепление педалей на роликах, демпфер для гашения звука. Авторитетная комиссия, в которую входили Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, А. М. Пазовский и другие советские композиторы и музыканты, по достоинству оценила первую советскую арфу. В Бетховенском зале Большого театра Союза ССР были проведены публичные испытания нового инструмента. Здесь состоялся необычный концерт, который назвали «международным конкурсом арф». Первую советскую модель сравнивали с заграничными арфами различных фирм и мастеров. На эстраде стояло несколько арф зарубежного производства и пробный экземпляр отечественной арфы. Спиной к инструментам сидели слушатели — выдающиеся деятели советской музыки. В. Г. Дулова играла поочередно на всех выставленных инструментах. Первая советская арфа с честью выдержала этот экзамен.
По предложению Министерства культуры СССР 26 сентября 1947 года вышло специальное постановление Совета Народных Комиссаров СССР об организации арфового производства на фабрике щипковых инструментов имени А. В. Луначарского с созданием на предприятии специального конструкторского бюро. Единственными специалистами были Алексей Алексеевич Каплюк и Сергей Кузьмич Майков. Ленинградцы предложили Каплюку возглавить производство арф, сформировать конструкторский отдел и производственный участок. Так Каплюк попал на фабрику имени А. В. Луначарского.
Новая работа увлекла весь коллектив — рождалась первая в истории России и Советского Союза отечественная арфа. Уже в декабре 1948 года были выпущены десять инструментов. Несмотря на некоторые несовершенства конструкции, их создание было воспринято как важная веха в истории фабрики. В подготовке инструментов к выпуску принимали участие ведущие деятели музыкальной культуры — профессор Ленинградской консерватории по классу арф, заслуженная артистка РСФСР Е. А. Синицына и заслуженная артистка РСФСР Н. Н. Толстая, которые в период изготовления арф были постоянными консультантами конструкторов и рабочих.
— Начиная с 1948 года и в последующие периоды мне представилась возможность участвовать в подготовке инструментов к выпуску и играть на них в условиях концертного зала,—вспоминает Надежда Николаевна Толстая.—Помню, как совместно с конструктором А. А. Каплюком мы провели регулировку механизмов арф, определяли формы колонн. Не сразу, конечно, были достигнуты успехи. Первые экземпляры значительно уступали по качеству звучания и удобству исполнения лучшим импортным образцам. По нашим рекомендациям были внесены некоторые конструкторские изменения, облегчена форма корпуса, уточнена мензура струн. Коллектив продолжал творческие поиски, проводил новые исследования. Наконец была изготовлена девятая серия арф. И, представьте себе, результат был выше наших ожиданий. Мы все радовались большому успеху коллектива. Эта серия арф отвечала всем современным музыкальным требованиям. Она значительно отличалась по своим акустическим и игровым показателям от первых серий, обладала приятным тембром, достаточной силой звучания, удобством игры, отлаженным механизмом, красивой, строгой формой. Я с удовольствием играю на советских арфах последних выпусков, которые приближаются к лучшим мировым образцам.
Но между началом большой и сложной работы на фабрике и днем, когда был достигнут столь значительный результат, прошло немало времени, заполненного напряженным трудом многих людей. Одновременно с разработкой чертежей в конструкторском бюро изготовлялась оснастка для деталей и сборки узлов. Специалистов в этом деле не было. Арфы делали столяры, слесари, токари, резчики, отделочники — специалисты по созданию других инструментов. Учились по ходу дела, в процессе производства рождалась и технология.
Первые серии арф были малочисленными — всего по 10— 15 штук. Настоящий успех сопутствовал лишь девятой серии.

©2007-2022 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности