Фабрика им. Луначарского часть 5

Вновь набирало силу прерванное войной стахановское движение. В 1947 году на фабрике трудилось уже 111 ударников и 474 стахановца. Лучшие стахановцы были награждены значками «Отличник местной промышленности». 37 передовиков социалистического соревнования по итогам 1947 года выполнили по две годовые нормы. Архивы сохранили имена стахановцев 1947 года Н. И. Клокова, А. В. Туровского, П. Н. Павлова, А. П. Арефьева, Е. С. Корнилова, А. И. Назарова и других. Через три года столяры-сборщики П. Н. Павлов и В. М. Пугачев выполнят по три нормы.
1947 год был также ознаменован значительным увеличением выпуска основных видов инструментов, изготавливаемых фабрикой. Почти в два раза возрос выпуск балалаек, в семь раз — мандолин, в девять раз больше стали изготовлять оркестровых инструментов. Восстановили производство плоских мандолин и шестиклепочных балалаек высшего качества. При фабрике организовали экспериментальную мастерскую для проведения опытных работ по проектированию новых образцов щипковых инструментов. Тогда же был составлен проект генеральной реконструкции фабрики. Но главным событием этого года стало освоение производства первых советских арф.
В 1948 году были наконец восстановлены все производственные помещения фабрики. За этот год было выпущено 350 824 инструмента, в том числе и 10 первых советских арф. Организованный в 1947 году цех индивидуальных заказов изготовил в 1948 году 191 инструмент высокого качества для музыкальных училищ и музыкантов-профессионалов. В следующем году создали новые конструкции школьных (квартовых) гитар, школьных мандолин и балалаек. Начали разрабатывать и собственную модель гуслей.
Теперь фабрика ориентировалась на выпуск новых видов инструментов и совершенствование уже освоенных. С этой целью был организован постоянно действующий экспертный совет (раньше экспертов собирали от случая к случаю). Создание такого совета позволило давать компетентную оценку опытным образцам и в случае необходимости улучшать их еще до запуска в серийное производство.
В период с 1946 по 1950 год оборудование на фабрике в значительной степени обновилось и пополнилось высокопроизводительными станками, что привело к повышению удельного веса механизированного труда в производственном процессе, позволило полностью освоить довоенный ассортимент щипковых инструментов (19 видов), наладить выпуск новых образцов и добиться улучшения качества инструментов.
Продукция фабрики имени А. В. Луначарского пользовалась в те годы спросом во всесоюзном масштабе. В 1950 году инструменты повышенного спроса, изготовленные ленинградской фабрикой, были отправлены в Таллинский дворец пионеров, Таллинский центральный Дом культуры, Невский Дом культуры в Ленинграде, в Центральную музыкальную школу Москвы и в другие культурно-просветительные и учебные заведения. В этом же году был составлен план генеральной реконструкции фабрики, ставшей важной вехой в ее истории. В результате реконструкции после успешного завершения пятилетки в 1956 году на предприятии работало полторы тысячи человек, имелось более 500 единиц оборудования. Среднегодовой выпуск теперь составлял 600 тысяч инструментов.
Начиная с 1956 года, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, фабрика имени А. В. Луначарского производила комплекты клавиатур для клавишных инструментов, и часть производственных площадей пришлось отдать под новое производство. Клавиатуры  теперь  поставлялись  32  предприятиям страны, выпускающим пианино и рояли. Производство, переведенное с «Красного Октября», разместилось в новом корпусе, строительство которого только завершилось. План выпуска клавиатур был высок, и выполнить его стало возможным лишь благодаря ряду новшеств в конструкции и технологии. Важнейшим из них стало внедрение термопластавтоматов для отливки накладок из сополимера на белые и полутоновые клавиши и станков для склеивания щитов.
В 1955 году на фабрике был организован цех по изготовлению устройств, приспособлений, механизмов и прочей оснастки, необходимой для автоматизации и механизации процессов производства музыкальных инструментов. В сравнительно короткие сроки цех сумел провести большую работу по автоматизации отдельных процессов. К примеру, операция сборки рамки корпуса гитары стала теперь производиться в пневматических ваймах с контактным электронагревом. Применение таких вайм позволило полностью механизировать труд и значительно ускорить склеивание деталей рамки корпуса. Успешно был решен и вопрос приклеивания пружинок к декам и дну в пневматических прессах с аналогичным нагревом. Подобные пневматические установки были разработаны и внедрены на операциях по приклейке дек, при сборке корпусов балалаек-прима, овальных и плоских мандолин.
В 1957 году почти втрое увеличился выпуск щипковых инструментов, отделанных способом аэрографии. Объем производства арф, освоенных менее чем десять лет назад, возрос на 79 процентов. На шестую пятилетку было запланировано изготовить уже 200 арф. Намечалась и дальнейшая модернизация их конструкций, совершенствование технологического процесса. Так, сборку и отделочные работы перевели на конвейер, ручные процессы были механизированы, планировались разработка конструкций и внедрение специальных сборочных и клепальных станков с широким применением пневматики. Были созданы образцы концертных инструментов из ценных пород древесины. Устаревшие конструкции гитар, мандолин и балалаек массового выпуска заменялись новыми, качество отделки которых улучшалось за счет внедрения пульверизационного покрытия с последующей шлифовкой и располировкой лаковой пленки. Было освоено производство инструментов из древесно-волокнистого материала, что дало возможность при массовом выпуске изделий вместо дорогостоящих сортов древесины применить более дешевый материал; делались попытки внедрить в производство струны из капронового волокна.
Улучшение качества звучания народных щипковых инструментов было одной из главных задач фабрики имени А. В. Луначарского на протяжении всей ее истории. Решению этой центральной задачи помогло и исследование колебаний резонансной деки, проведенное в акустической лаборатории, работавшей при фабрике. Проводились также исследовательские и опытные работы по акустической настройке арф и гитар. Суть такого способа настройки заключалась в следующем: в заглушённой камере с помощью установки для ударо-импульсного возбуждения корпуса гитары или арфы и прибора «Стробокон» фиксировались точки с максимальной звуковой отдачей резонансной деки и дна. В найденных точках приклеивались пружины. После их приклеивания на верхней и нижней деках полукорпус подвергали настройке. Древесина снималась столярной обработкой до получения нужной частоты. Опытным путем были установлены схемы настройки арфы и гитары, которые используются в производстве и по сей день.
В 1958—1959 годах был проведен эксперимент по применению в производстве щипковых инструментов древесно-волокнистого материала. И уже в 1959 году было выпущено 5507 балалаек-прима с корпусом из вновь освоенного материала.
Начиная с 1954 года ленинградские балалайки, гитары, мандолины, домры и арфы неоднократно экспонировались на международных выставках в Лейпциге, Пекине, Лионе, Вене и Копенгагене, принимали участие в международных ярмарках в Исландии, Италии, Югославии, Сирии и Греции. Гитары, сделанные мастером М. А. Сироткиным, получили очень высокую оценку всемирно известного гитариста А. Сеговия во время его гастролей в Ленинграде, а знаменитая аргентинская гитаристка М. Л. Анидо с восторгом отозвалась о гитарах А. И. Кузнецова.
Успехи были очевидны, но по-прежнему существовало немало трудностей, и их нужно было преодолевать. Одним из самых уязвимых мест на фабрике была сушка резонансной древесины. Загруженная в камеру, древесина медленно проходила многоступенчатый сушильный процесс, задерживая напряженный производственный ритм. Ускорить сушку можно было в условиях высокотемпературных режимов. Для этого потребовалась специальная сушильная камера (ее создатели И. А. Яковлев и П. В. Соколов), которая вскоре была внедрена в производство. Игорю Александровичу Яковлеву, главному инженеру фабрики, в те годы принадлежало много ценных и интересных конструкторско-технологических изобретений и решений. Наиболее значительные из них — замена дефицитной древесины бука на новый конструктивный материал из переклейного шпона для изготовления грифов гитар; применение литых накладок с ладовыми порожками из капрона вместо латунного прутка.

читать дальше

©2007-2018 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности