Фабрика им. Луначарского часть 6

Поиском новых материалов, разработкой прогрессивной технологии отмечена вся послевоенная деятельность фабрики. Не хватало импортных смол, и для изготовления спиртовых лаков был предложен и внедрен новый нитролак «Музпром», который до сих пор используется в производстве. Его достоинство по сравнению с другими лаками — в меньшей токсичности, а значит, в пригодности для ручного покрытия. Были внедрены также клеи на основе синтетических смол — взамен клеев животного происхождения, применение которых было ограничено.
В содружестве с ЦНИИ фанеры (в настоящее время НПО «Научфанпром») фабрика провела работы по замене коллагеновых клеев. В результате этих экспериментов был создан ряд новых клеев. Их применение позволило значительно повысить производительность труда на склейных операциях, где теперь стали использовать электроконтактный нагрев и пневматический прижим склеиваемых деталей.
Большой заслугой явилось и изготовление промышленной установки для электрического лакирования. Такая установка была смонтирована непосредственно в отделочном цехе. Ее создатели: инженеры Б. А. Вихорев и 3. А. Ларина, мастер Н. П. Науменко, энергетик Г. М. Свистов, электрик Е. М. Петров. Метод лакирования изделия в электрополе высокого напряжения дал заметные результаты. Значительно улучшились условия труда — теперь нанесение лака стало проходить в специальной камере без прямого контакта рабочих с вредным продуктом. Ровно в два раза по сравнению с пневматическим способом нанесения лака сократился его расход. Улучшилось и качество отделки.
Фабрика все еще постоянно испытывала затруднения с обеспечением дорогостоящей древесиной. В содружестве с НИИ полимеризационных пластмасс специалистами С. И. Беловым, 3. А. Лариной, С. И. Алексеевым были проведены работы по замене этой древесины пластмассами. Испытание проходил пластик СНП-2. Первым изделием из нового материала был корпус овальной мандолины. Эксперты-специалисты положительно оценили звучание инструмента, появилась уверенность в возможности массового изготовления щипковых инструментов из недорогого пластика. В 1971 году и позже из этого материала были сделаны сотни тысяч музыкальных инструментов. Когда же выпуск пластика прекратился, вновь стал вопрос о необходимости использования нового материала. По рекомендации ЛНПО «Пластполимер» после экспериментальных работ и испытаний был внедрен в производство новый листовой пластик. Таким образом, вновь удалось найти выход из создавшегося трудного положения. В это же время шли поиски возможностей применения полистирольных (ударопрочных) пластиков при изготовлении корпусов щипковых инструментов.
В послевоенные годы был создан технико-экономический совет, который занимался вопросами новой техники, механизации производственных процессов, повышения качества изделий, разработки новых видов продукции. Членами совета были инженерно-технические работники фабрики (начальники отделов и цехов), мастера производственных участков. Совет обсуждал актуальные вопросы производства, рассматривал новые виды изделий, намеченные к освоению.
Благодаря деятельности технического совета, в период с 1950 по 1970 год на предприятии произошли серьезные сдвиги по части внедрения прогрессивной технологии - стали применять электрическое лакирование, вакуумное формование корпусов гитар, акустическую настройку дек арф и гитар, сделанных по заказам.
До 1952 года фабрика выпускала трехструнные домры и балалайки устаревшей конструкции. Пора было снимать их с производства и заменять более совершенными инструментами. Приступив к этой работе, сотрудники фабрики познакомились с лучшими инструментами оркестров народных инструментов имени Н. П. Осипова в Москве и В. В. Андреева в Ленинграде. За основу при конструировании взяли домры и балалайки выдающихся русских мастеров С. М. Налимова, И. И. Гамениса, С. И. Соцкого.
В течение года были разработаны чертежи, изготовлены образцы, приспособления, и оркестровый участок фабрики приступил к выпуску новых оркестровых инструментов — трехструнных домр-пикколо, домр-прима, альт, тенор, бас, а также балалаек-прима, секунда, альт, бас и контрабас. В состав одного оркестрового комплекта в те годы входило 20 инструментов. Сегодня комплекты выпускаются в меньшем составе, однако конструкции оркестровых инструментов сохранились в том виде, который определился в начале 1950-х годов.
В начале 1960-х годов конструктор Лев Липович Бандас разработал две модели гитары высокого качества с длиной мензуры 610 и 650 миллиметров; облицованы они были строганым шпоном новых пород древесины (орех и красное дерево). Эти гитары имели прекрасное звучание, красивое внешнее оформление и были удостоены государственного Знака качества. За разработку и внедрение новых моделей щипковых инструментов высокого качества Л. Л. Бандас был награжден серебряной и бронзовой медалями ВДНХ.
В середине следующего десятилетия на предприятии была внедрена новая технология изготовления корпусов гитар и балалаек, а немного позднее и оркестровых домр из пластмассы методом формования на вакуумноформовочных машинах. Это дало наконец возможность механизировать один из сложнейших производственных процессов, требующих от сборщиков гитар очень высокой квалификации.
Новые, прогрессивные, облегчающие людской труд и улучшающие качество инструментов методы и формы труда постоянно  внедрялись в  производство и изобретателями фабрики.
Раньше только мужчины могли, к примеру, выполнять циклевку корпусов в гитарном цехе: операция была очень тяжелой. На фабрике придумали и изготовили специальные станки для шлифования деки и дна корпуса и валиков. Все нестандартное оборудование было сделано силами двух цехов: ремонтного и энергоцеха. Следует сказать и о том, что все изданные практические руководства по производству щипковых обязаны своим существованием таланту выдающихся специалистов-луначарцев Льва Липовича Бандаса, Серафима Ивановича Белова, Андрея Ефимовича Минина.
Луначарцы известны не только как активные изобретатели, рационализаторы, создатели прекрасных музыкальных инструментов. Еще в 1934 году на фабрике имени А. В. Луначарского был организован оркестр русских народных инструментов. Его создателем и первым руководителем был С. В. Проскуряков, художественным консультантом — заслуженный артист республики В. В. Кацан. У рабочих и служащих фабрики проявилось огромное желание заняться творчеством, посвятить свое свободное время музицированию. Уже в первые годы своего существования оркестр не раз принимал участие в городских смотрах художественной самодеятельности, занимая на них первые и призовые места.
В период военных действий на Карельском перешейке в 1939 году оркестр был прикреплен к военному госпиталю — играли для раненых и медперсонала. В годы Великой Отечественной войны многие участники коллектива ушли на фронт, но сразу же после победы оркестр продолжил свою деятельность. Его руководителями поочередно были В. И. Зубарев, С. М. Уткин, Н. М. Селицкий. Начиная с 1959 года оркестром фабрики руководит В. В. Борин.
Русский народный оркестр был не только формой проведения работниками фабрики своего досуга, но и своеобразной лабораторией, где проверялись звуковые и игровые качества инструментов. Зачастую эта проверка побуждала к дальнейшему совершенствованию  инструментов,   готовившихся  к  выпуску.
Деятельность оркестра широка, интересна и многообразна. Это и выступления на торжественных собраниях фабрики (а позже-—объединения), посвященных памятным и юбилейным датам, и концерты в цехах, адресованные своим товарищам. Приходилось выступать и на больших конференциях и съездах. Оркестр записывался на телевидении, принимал участие в фестивалях художественной самодеятельности. По уровню исполнения и разнообразию репертуара коллектив приближается к профессиональным народным оркестрам. За большую культурно-просветительную деятельность ему присвоено звание «народного коллектива».
В 1984 году оркестр торжественно отметил свой полувековой юбилей.

©2007-2022 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности