Духовые музыкальные инструменты

История

Духовые инструменты составляют почти треть современного симфонического оркестра. Они незаменимы в джазе, к ним относятся и многие народные инструменты — русская жалейка, украинская сопилка, башкирский курай, казахская сыбызга, различные свирели и пр.
Основным звучащим телом в духовых инструментах служит столб воздуха, ограниченный трубчатым корпусом. У одного из концов корпуса находится возбудитель колебаний, который приводится в действие струей воздуха, вдуваемой извне. В зависимости от вида возбуждения духовые инструменты могут быть лабиальными (или свистящими), язычковыми (или тростевыми) и амбушюрными (или мундштучными).
Воздушный столб в отличие от струны колеблется не в поперечном, а в продольном направлении. Другими словами, основой звука здесь служит не изгибная волна, а чередование сгущений и разрежений воздуха. Чем длиннее столб воздуха, тем более низкий звук он издает. Так же, как и струна, воздушный столб может колебаться частями — половинками, третями, четвертями и т. д. При этом основная частота звука будет увеличена соответственно в два, три, четыре и более раза. Управление этим процессом — важнейший прием игры на духовых— называется передуванием. Чтобы извлечь более высокий звук, музыкант вдувает воздух в инструмент более быстрой и острой струей, и переход с одного звука на другой в процессе передувания происходит скачкообразно — при достижении определенной скорости струи воздуха.
Таким образом, первый натуральный звук — основной тон — возникает, если столб воздуха колеблется целиком. Этот Шук удается извлечь на немногих духовых инструментах (например, на флейте, теноровом тромбоне). В большинстве духовых инструментов основной тон извлекается с большими трудностями или не извлекается совсем, так как требует настолько медленной струи вдуваемого воздуха, что ее энергии не хватает для возбуждения слышимого звука определенной высоты.
Столб воздуха, разделенный на две половины, дает второй натуральный тон (как говорят акустики — вторую моду колебания), который на октаву выше первого. Если передуванием достичь третьей моды колебаний, то звук повысится еще на квинту, четвертая мода колебаний выше третьей на кварту (то есть на две октавы выше первой) и т. д. Передувание в некоторых инструментах (кларнет, фагот, гобой) облегчается специальными (так называемыми «октавными») клапанами.
Если духовой инструмент не снабжен специальными устройствами для изменения высоты звука, то его звукоряд ограничивается только возможностями передувания (фанфары, пионерский горн, охотничий рожок).
Изменять длину колеблющегося столба воздуха можно также с помощью отверстий в стенке инструмента. Такой способ управления высотой звука применяется в деревянных духовых инструментах. Отверстия закрывают либо пальцами (например, на продольной флейте), либо специальными клапанами (кларнет, поперечная флейта и пр.).
Изменение высоты звука медных (амбушюрных) духовых инструментов обычно производится с помощью трех-четырех дополнительных U-образных трубок, подключаемых к основной вентильным механизмом, либо с помощью подвижной U-образной трубки (кулиса тромбона).
Покровитель пастухов Пан воспылал любовью к нимфе Сиринкс. Спасаясь от преследований Пана, нимфа с помощью речного бога превратилась в тростник. Пан сделал из этого тростника сладкозвучную флейту. Таков миф о происхождении многоствольной флейты Пана, любимого народного инструмента Древней Греции.
Духовые —наиболее древние из музыкальных инструментов. В Хакассии при раскопках поселения тридцатичетырех-тысячелетней давности была найдена свирель, однако и этот инструмент сделан слишком искусно, чтобы считать его самым древним инструментом этого типа.

Саксофон
Фабрика медных и деревянных духовых инструментов «Ю. Г. Циммерман»
Завод духовых инструментов

©2007-2022 Копирование материалов без прямой ссылки на www.BlazonGuitars.ru запрещено ! | Политика конфиденциальности